Самолечение - зло, поэтому нужно запретить рекламу любых лекарств. Такова суть законопроекта, представленного депутатами. Авторы поправок в закон о рекламе считают, что телеролики про лекарства направлены не на правильное информирование людей, а лишь на извлечение немедленной выгоды продавцами и производителями. Реклама "сопровождается обязательной фразой: "Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом". Однако шаблонный текст теряет свое воздействие на человека после многократного прочтения или прослушивания. Зато оригинальный текст или изображение воздействуют гораздо больше. И человек идет в аптеку и покупает препарат, совершенно игнорируя "необходимость посоветоваться с врачом", считают депутаты. Напомним, еще в феврале с той же инициативой - полностью запретить рекламу безрецептурных лекарств - выступил и глава думского комитета по здравоохранению. Введение запрета поддерживают многие медики и эксперты, но с оговорками. В нашей стране самолечение процветает. Этому во многом способствует порочная практика, когда отнюдь не безобидные, имеющие массу противопоказаний препараты (за исключением разве что наркотических и психотропных) можно спокойно купить без рецепта. В то же время введение жесткого запрета заставит бегать к врачу по поводу каждого чиха, стоять в очередях. Первый заместитель настроена отнюдь не так сурово. "Тотального введения запрета на рекламу безрецептурных лекарств не требуется. Это не сократит самолечение, а уровень информированности граждан понизит. Другое дело: нужно ограничить рекламу сильнодействующих препаратов, например кодеиносодержащих. Информация о них должна распространяться в специализированных изданиях. Необходим жесткий запрет рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и лекарств, не прошедших испытаний в установленном законом порядке. Но абсолютное изъятие рекламы лекарств из информационного поля не даст однозначно положительного результата".Представители фармбизнеса тоже озабочены возможной новацией. "Международная практика разрешает рекламировать безрецептурные препараты - потребитель получает сведения о том, что данное лекарство существует и его можно свободно купить, - пояснил гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей .В минздравсоцразвития к идее запрета отнеслись сдержанно. "Если говорить о рекламе в России
лекарств, действуют положения, соответствующие законодательству развитых стран, - пояснили в министерстве. - Реклама рецептурных препаратов разрешена в медицинских изданиях, на медицинских конференциях. В "обычных" СМИ идет реклама в Москве
безрецептурных препаратов, то есть давно присутствующих на рынке, в большинстве проверенных и безопасных". Тем не менее, минздравсоцразвития готовит предложения по ограничению рекламы - в первую очередь БАДов. Не исключен пересмотр переченя безрецептурных лекарств, "очистка" его от устаревших препаратов, у которых были выявлены негативные свойства.